
По форме литературный материал оказался дробным, однако это либреттистов и композитора отнюдь не смущало. Сюжет уложился в двенадцать стремительных коротких сцен, где Петербург являлся не фоном, а своего рода действующим лицом - город, в котором Иван Яковлевич - цирюльник, живший на Вознесенском проспекте, шел к Исаакиевскому мосту, к Неве, майор Ковалев гулял по Невскому проспекту, и невероятные происшествия с его носом происходили в Казанском соборе. Петербург Гоголя был необычен в интерпретации Шостаковича с его молодой насмешливостью, жаждой шутки, умением видеть забавное.
Уже в начале работы выяснилось, что одной повести "Нос" для либретто недостаточно. Взяли фразы из "Майской ночи", "Старосветских помещиков", "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", а песенку Ивана, слуги Ковалева, заимствовали из "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского. Привести эту смесь в стройный вид помогал Евгений Замятин - автор острых сатирических повестей и рассказов. Его инсценировка "Блохи" Н. С. Лескова с успехом шла в Москве и Ленинграде в оформлении Б. М. Кустодиева. Рекомендация художника, видимо, и сыграла роль в обращении к Замятину.
Работа закипела. Либретто сочиняли втроем - Дмитрий Шостакович, Георгий Ионин и Александр Прейс. Сочиняли весело: каждый был неуемным фантазером. Ионин, по прозвищу "Японец", еще мальчишкой, обучаясь в Петроградской школе имени Ф. М. Достоевского, живописно обрисованной впоследствии писателями Л. Пантелеевым и Г. Белых в книге "Республика Шкид", поражал одаренностью: изучал четыре иностранных языка, философию, искусство. Начинающий литератор Александр Прейс, работавший грузчиком и упорно изучавший множество либретто, чтобы стать профессиональным либреттистом, усердно искал и находил сюжетные ходы, речевые обороты, цементировавшие дробный сюжет. Шостакович добавлял то, что сразу ложилось на музыку, что мгновенно принимало в его воображении музыкальный облик остроумных речитативов.
Опера увлекла Шостаковича. У Мейерхольда он был занят все меньше. Дома, в Ленинграде, тосковала в разлуке с сыном Софья Васильевна. И весной 1928 года Шостакович возвратился в родной город.
Писать музыку Шостакович начал в квартире Мейерхольда, который подсказывал ему сюжетные ходы, сцены, пробуждая воображение. Поначалу композитор сам отбирал, компоновал текст,- цельного либретто не было. Написанное играл Мейерхольду, тот бережно складывал нотные листы в своем книжном шкафу: он горячо верил- в этого стеснительного молодого человека, о музыке которого высказывали разные, порой прямо противоположные мнения. Предполагалось, что Мейерхольд и поставит оперу. Договора на нее с театром Шостакович еще не имел: она значилась аспирантской работой - для ежегодного отчета.
Эти впечатления помогли найти сюжет для оперы. "Ревизор" в постановке Мейерхольда навел на мысль использовать гоголевскую тему. Выбрал "Нос". "Достаточно прочитать эту повесть, - пояснял Шостакович, - чтобы убедиться, что "Нос", как сатира на эпоху Николая I, сильнее всех других повестей Гоголя. Во-вторых, мне показалось, что эту повесть мне, как непрофессионалу-литератору, легче переделать для оперы, нежели "Мертвые души"... В-третьих, текст "Носа" по языку ярче, выразительнее прочих "Петербургских повестей" Гоголя, ставит много интересных задач в смысле "омузыкаления" этого текста. В-четвертых, дает много интересных сценических положений".
Ленинградская государственная филармония имени Д. Д. Шостаковича, где состоялись премьеры большинства симфонических сочинений композитора
Работа ему не нравилась. Нравилось другое - вечера у Мейерхольда, на которых бывало много интересных людей, репетиции, позволявшие близко наблюдать режиссерские методы Мейерхольда, его актерский показ.
Весной 1928 года он возвратился из Москвы после пребывания у В. Э. Мейерхольда. Выдающийся режиссер, замечавший молодые таланты, дал начинающему композитору постоянную работу в своем театре в качестве руководителя музыкальной части и поселил в своей квартире на Новинском бульваре. Шостакович подбирал музыку для спектаклей, вел переговоры с ее авторами и играл на рояле; по ходу действия, облачившись в соответствующий пьесе костюм, он появлялся на сцене за инструментом. "Скажем, если в "Ревизоре" актриса по ходу действия исполняла романс Глинки, - вспоминал он впоследствии, - то я надевал на себя фрачок, выходил как один из гостей и садился за рояль. Играл я также и в оркестре".
Почему же Шостакович выбрал для начала именно "Нос", этот странно-загадочный сюжет Гоголя? Разве отвечал он времени?
Таланты таких деятелей нашли благодатную почву в новом театре, стремившемся иметь свое "лицо". Такому театру нужны были и молодые авторы.
Режиссура сливалась с оформлением В. Дмитриева, всегда динамичным, красочным, соответствовавшим стилю музыки и драматической канве: декорационные решения и костюмы по эскизам В. Дмитриева подчас имели самостоятельную художественную ценность, как произведения искусства.
Н. Смолич знал театр не только как режиссер, но и как автор драматических произведений; одним из первых он стал вводить в оперную режиссуру элементы кино, цирка, преодолевал разными приемами условность оперной сцены, воспитывал в актерах свободу сценического поведения.
С. Самосуд обладал неукротимой-энергией, умением видеть перспективу, разбираться в творческой ценности людей; неумолимо требовательный, он твердо руководил коллективом, вникая во все детали театральной жизни. Спектакли шлифовались тщательно, и уровень исполнения не снижался, сколько бы они ни шли: каждое представление было экзаменом, праздником.
В то время, когда в театр пришел Шостакович, там работали дирижер С. А. Самосуд, режиссер Н. В. Смолич, художник В. В. Дмитриев. Каждый из них был заметен в своей области.
Детище первых послереволюционных лет, организованный в 1918 году в историческом здании на площади Искусств, где прежде проходили спектакли итальянской, французской трупп, этот театр славился, главным образом, легкими, изящными спектаклями, лишенными привычкой оперной помпезности; актеры владели сценической речью, танцем. Руководители театра искали таланты, не боялись подчас привлекать для профессиональной работы даже любителей, завершая их образование в самом театре. Свежесть, молодость, увлеченность были характерными чертами Малегота.
К новизне репертуара малеготовцы привыкли: они уже пели оперы Э. Кршенека и других современных авторов. Но в этой опере отсутствовали законченные арии, ариозо, играла балалайка, один из антрактов исполнялся ударными, а главную партию надлежало петь с зажатым носом. Такого еще не бывало. Актеры, любители шуток, сочиняли о "Носе" анекдоты, каламбуры. Театр бурлил.
Включение в план Малегота, как тогда сокращенно называли Малый оперный театр, оперы "Нос", созданной двадцатидвухлетним композитором Шостаковичем, вызвало в театре удивление и волнение.
В музыкальном театре
В музыкальном театре [1979 Хентова С.М. - Шостакович в Петрограде-Ленинграде]
Комментариев нет:
Отправить комментарий